Интересный факт из жизни Ивана Айвазовского, не могу не поделиться, автор - А. Вакуров, по материалам работы В.И.Журавлевой "Понимание России в США: Образы и мифы". 1881-1914. М., 2012.
(Оглавление "российско-американских сюжетов")
Ованес Айвазян прибыл в США в 1892 г. для участия в русском отделе юбилейной (400 лет открытия Америки) Колумбовой выставки в Чикаго (наряду с полотнами Ф. Васильева, К. Коровина, К. Маковского. В. Перова, И. Репина, Г. Семирадского, П. Трубецкого, И. Шишкина и др., - всего 133 картины).
Он прибыл в разгар развернувшейся в США кампании помощи страдающей от голода 1891-1892 гг. России; еще до отъезда он был свидетелем восторженной встречи, устроенной в России кораблям с продовольствием, отправленным американскими филантропами (так называемый "флот голода" - Famine Fleet).
В 1892 году Айвазовский запечатлел это событие в 2-х картинах:
- "Корабль помощи" (по другим сведениям, первоначальное название этой картины "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию") и
- "Раздача продовольствия".
Особенно интересна вторая картина, выполненная в ещё не сформулированном тогда словесно штиле соцреализьма. Что делает Айвазяна предтечей и объясняет его орденоносность: власть любит позитивное искусство.
На летящих по пыльной улице санях, запряженных русской тройкой, груженной, очевидно, пендостанской ботвой, лихо стоит одетый по-летнему "гарачий рюски мужык" (в то время, как ямщик одет по-зимнему) ни мало не боящийся быстрой езды и гордо воздымающий над головой пендостанский флаг. Одни голодающие русские пейзане размахивают платками, шапками, а некоторые и чалмами... Другие, упав в придорожную пыль, молятся русскому Богу и воздают хвалу Америке за помощь.
Тройка шустро несёццо мимо казенной избы, богато изукрашенной русскими триколорами, и церкви, богато украшенной золоченой маковкой, как бы намекая, што "на это "у них деньги нашлись".
Куда именно мчиццо эта тройка мимо голодающих пейзан, неясно, наверное прямо в будущее, в изьм, как прозорливо полагал знаменитый русский хохло-пейсатиль Гоголь. Т.е. к другим инцидентам традиционной пендостанской помощи: голодоморам в Поволжье, на/ув Украине, лендлизу и пр. ножкам Буша.
Во время своего визита в США армянский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркоран. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США.
С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Джона Кеннеди - Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил пресс-конференции. Очевидно, первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и, кстати сказать, тоже всегда воспринимали отдельно от правительства.
Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" облика народной России.
В свою очередь, сам художник в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям:
"Они", - просвещал граждан США Айвазовский, - "не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки".
(Почему Айвазян зациклился на китайцах, игноря негров, мексов и ирландцев? Вполне диссертабельная тема для любомудров по обе стороны моря-акияна! - X.H.)
Журнал "Free Russia" (да, русофобия началась не с большевичков) выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось:
"Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина.
Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"...
Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи".
Картины Айвазовского: "Прибытие корабля Помощи" (1892), "Раздача Продовольствия" (1892), Автопортрет (1892) и Ниагарский Водопад (1994)
http://i.imgur.com/jE1h9CN.jpg
http://i.imgur.com/ywPFsMJ.jpg
http://i.imgur.com/1wMMJiX.jpg
http://i.imgur.com/2Cbsgxt.jpg
Страница 1 из 1
Айвазовский в США в 1892 г. Как Америка оказывала продовольственную помощь дореволюционной России
Страница 1 из 1