Несмотря на то, что многие артисты и публичные люди порой пользуются сомнительными способами обратить на себя внимание прессы и публики, как то: пожениться в очередной раз и желательно с не менее заметной фигурой, засветиться в скандальном присшествии, быть "замеченными" в обществе загадочных незнакомцев/незнакомок, и прочими способами"виртуозно выпендриться", были и есть артисты, которые "верой и правдой" прожили долгие годы наверняка нелегкой, но счастливой и достойной семейной жизнью - с единственным спутником/спутницей. Они доказали и доказывают, что испытание славой все же преодолимо, что настоящую любящую семью ничто не может ни разрушить, ни ослабить.
В этой теме предлагаю помещать биографии таких людей, их фото, а также высказывать своео тнощение к их творчеству.
Страница 1 из 1
"Лебеди" от Искусства, Кино и Шоу-Бизнеса Кто Сумел Избежать Испытания Славой
#2
Отправлено 17 Апрель 2009 - 03:42
Надежда Васильевна Румянцева (1930-2008) - советская актриса, заслуженная артистска России (1963). В 1948-50 — актриса центрального Детского театра, с 1955 — в Театре-студии киноактера. В кино с 1952.
http://www.youtube.c...h?v=-XRqFoqGbpo
Наиболее ярко комедийное дарование актрисы проявилось в фильмах Ю. Чулюкина «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1961), определивших ее амплуа самостоятельной, задиристой и симпатичной девчонки-сорванца.
Румянцева снималась в фильмах «Вольный ветер» (1961), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Несовершеннолетние» (1981), «ЧП районного масштаба» (1988) и др.
Надежда Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области в простой семье. Ее отец - Василий Румянцев - работал проводником поезда дальнего следования. Кроме Надежды, в семье был еще один ребенок - старший сын Володя.
Через год после рождения Нади семья Румянцевых перебралась в поселок Жаворонки под Москвой, где главе семьи выделили отдельный домик. Там прошло детство будущей «звезды» советского экрана».
Надя вместе с подругами и взрослыми рыла в поле мороженую картошку, меняла на базаре вещи. В 1943 году с фронта инвалидом вернулся отец.
Закончив школу в 1947 году, Надежда Румянцева встала перед выбором - куда идти дальше. По ее же словам, она тогда была совершенно далека от мира искусства и единственное, что ее заботило, - выбрать такой вуз, в котором не надо было бы сдавать экзамены по физике, химии, математике (эти предметы ей надоели еще в школе). И тут выяснилось, что таким вузом является ГИТИС. Туда она и отправилась».
Дебют Румянцевой в кино состоялся в 1952 году в фильме Н. Лебедева «Навстречу жизни».
...всесоюзная слава к Надежде Румянцевой пришла в 1959 году - после выхода фильма Юрия Чулюкина «Неподдающиеся», где она сыграла роль передовицы производства Нади Берестовой, взявшей на себя задачу по перевоспитанию двух отъявленных лентяев и прогульщиков.
В итоге в прокате 1959 года «Неподдающиеся» заняли в прокате 10-е место, собрав на своих сеансах 31,83 млн. зрителей. На Всесоюзном кинофестивале, состоявшемся через год в Минске, фильм был удостоен одного из призов.
На волне этого успеха Ю. Чулюкин в 1961 году снял еще одну комедию с Надежной Румянцевой в главной роли - «Девчата».
В «Девчатах» Надежда Румянцева сыграла бывшую детдомовку Тосю Кислицыну, волею судьбы попавшую в качестве поварихи в таежный леспромхоз. ...натурные съемки проходили на Северном Урале (Пермская область) и в Ялте (в последней снимали финал и вместо снега сыпали на землю соль), где посадили около 300 деревьев и построили поселок с вывеской «Леспромхоз». Специально для этой Роли Румянцева придумала для себя весь свой наряд: по ее заказу сшили легкое пальтишко, даже без подкладки, а шапку для своей героини она выменяла у родного племянника.
«Девчата» вышли на широкий экран в 1962 году и побили рекорд «Неподдающихся»: они заняли 5-е место в прокате, собрав 34,8 млн. зрителей. Кроме того, они собрали целый букет самых разных призов на фестивалях: в Эдинбурге (1961), Каннах (1962; молодежная программа), Мар-дель-Плата (1962). На последнем кинофестивале фильм произвел настоящий фурор среди зрителей и критики...
На этом фестивале Надежде Румянцевой был вручен специальный приз за лучшую женскую роль...»
После успеха этой картины Надежду Румянцеву заметили даже в Голливуде. Несколько американских режиссеров собирались пригласить ее в США для участия в своих картинах, однако из этого ничего не вышло. Рассказывает Н. Румянцева: «Я про эти приглашения ничего не знала, потому что мне о них не говорили. Оказывается, на них отвечали, что я очень занята.
В 1963 году Надежде Румянцевой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Однако в конце 60-х годов творческая карьера Румянцевой на время прервалась - она уехала за границу. Дело в том, что ее муж работал в Министерстве внешней торговли и, пройдя все ступени роста, вырос до торгпреда. В конце концов его отправили на работу сначала в Египет, затем в Малайзию, и вместе с ним туда отправилась и Румянцева. Поэтому в течение десяти лет в кино она не снималась.
В 1955 году Надежда Румянцева поступает на службу в Театр-студию киноёктера. Через 6 лет она снялась в фильме, который принес ей мировую славу. Чулюкинские "Девчата" произвели не меньший фурор, чем когда-то александровские "Весёлые ребята". Образ Тоси Кислицыной стал визитной карточкой актрисы. Её называли "Чаплином в юбке".
Сама Надежда Васильевна Румянцева считает, что не было бы у неё таких актёрских удач, если бы не настоящее женское везение. По её словам, все годы замужества, каждый день, она слышит от мужа, что он в неё влюблен.
После "Девчат" у Надежды Румянцевой было не много фильмов. Удачно сложилась карьера на телевидении. Каждое воскресное утро телевизионный "Будильник", ведущей которого была Надежда Васильевна, будил тысячи советских мальчишек и девчонок. Всем известны мультипликационные фильмы, где звучит голос актрисы: "38 попугаев", "Привет мартышке", "Бабушка удава".
Надежда Васильевна всегда говорила: семья для нее важнее карьеры. Вместе с мужем Вилли Хштояном они 40 лет прожили в счастливом браке. В конце 60-х она отказалась от работы в кино, чтобы сопровождать в зарубежных командировках.
Надежда Румянцева: «Ведь не в каждой семье муж 35 лет не будет уставать говорить, что он в меня влюблен. Не любит, а влюблен. Приятно слышать от мужа, когда он говорит: „Так торопился домой, так торопился домой, ой, наконец-то“. Это же хорошо».
Когда Надежда Васильевна с мужем вернулись в Советский Союз, то начала работать на телевидении. Каждое воскресенье утром все дети страны включали телевизор и смотрели ее программу «Будильник».
Передача была популярна у миллионов советских детей и их родителей. Может быть, потому что ведущая, как говорили про нее друзья, и сама в душе была ребенком.
Надежда Румянцева: «И вдруг этот старьевщик проходит мимо нашего дома. Я заметалась. Думаю, какое же старье? Никакого старья у нас не оказалось. И я вдруг так смотрю с крылечка с террасы — и внизу (это моя самая страшная тайна, я Вам рассказываю) лежат калоши моей бабушки. Она только что их купила. И я, поглядев туда-сюда, хватаю эти калоши — и старьевщику. И за это мне дали тещин язык».
Она почти не снималась в кино, хотя предложений было много. Чаще всего дублировала. Ее голосом говорит Наталья Варлей в «Кавказской пленнице» и Одри Хепберн в фильме «Как украсть миллион». Голос Румянцевой звучит также во многих советских мультиках.
Один из последних фильмов, в котором играла актриса, вышел на экраны в 2003. Это романтиеская комедия «Чудная долина». Героини Надежды Румянцевой как всегда верят в чудеса и любовь.
http://www.youtube.c...h?v=-XRqFoqGbpo
Наиболее ярко комедийное дарование актрисы проявилось в фильмах Ю. Чулюкина «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1961), определивших ее амплуа самостоятельной, задиристой и симпатичной девчонки-сорванца.
Румянцева снималась в фильмах «Вольный ветер» (1961), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Несовершеннолетние» (1981), «ЧП районного масштаба» (1988) и др.
Надежда Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области в простой семье. Ее отец - Василий Румянцев - работал проводником поезда дальнего следования. Кроме Надежды, в семье был еще один ребенок - старший сын Володя.
Через год после рождения Нади семья Румянцевых перебралась в поселок Жаворонки под Москвой, где главе семьи выделили отдельный домик. Там прошло детство будущей «звезды» советского экрана».
Надя вместе с подругами и взрослыми рыла в поле мороженую картошку, меняла на базаре вещи. В 1943 году с фронта инвалидом вернулся отец.
Закончив школу в 1947 году, Надежда Румянцева встала перед выбором - куда идти дальше. По ее же словам, она тогда была совершенно далека от мира искусства и единственное, что ее заботило, - выбрать такой вуз, в котором не надо было бы сдавать экзамены по физике, химии, математике (эти предметы ей надоели еще в школе). И тут выяснилось, что таким вузом является ГИТИС. Туда она и отправилась».
Дебют Румянцевой в кино состоялся в 1952 году в фильме Н. Лебедева «Навстречу жизни».
...всесоюзная слава к Надежде Румянцевой пришла в 1959 году - после выхода фильма Юрия Чулюкина «Неподдающиеся», где она сыграла роль передовицы производства Нади Берестовой, взявшей на себя задачу по перевоспитанию двух отъявленных лентяев и прогульщиков.
В итоге в прокате 1959 года «Неподдающиеся» заняли в прокате 10-е место, собрав на своих сеансах 31,83 млн. зрителей. На Всесоюзном кинофестивале, состоявшемся через год в Минске, фильм был удостоен одного из призов.
На волне этого успеха Ю. Чулюкин в 1961 году снял еще одну комедию с Надежной Румянцевой в главной роли - «Девчата».
В «Девчатах» Надежда Румянцева сыграла бывшую детдомовку Тосю Кислицыну, волею судьбы попавшую в качестве поварихи в таежный леспромхоз. ...натурные съемки проходили на Северном Урале (Пермская область) и в Ялте (в последней снимали финал и вместо снега сыпали на землю соль), где посадили около 300 деревьев и построили поселок с вывеской «Леспромхоз». Специально для этой Роли Румянцева придумала для себя весь свой наряд: по ее заказу сшили легкое пальтишко, даже без подкладки, а шапку для своей героини она выменяла у родного племянника.
«Девчата» вышли на широкий экран в 1962 году и побили рекорд «Неподдающихся»: они заняли 5-е место в прокате, собрав 34,8 млн. зрителей. Кроме того, они собрали целый букет самых разных призов на фестивалях: в Эдинбурге (1961), Каннах (1962; молодежная программа), Мар-дель-Плата (1962). На последнем кинофестивале фильм произвел настоящий фурор среди зрителей и критики...
На этом фестивале Надежде Румянцевой был вручен специальный приз за лучшую женскую роль...»
После успеха этой картины Надежду Румянцеву заметили даже в Голливуде. Несколько американских режиссеров собирались пригласить ее в США для участия в своих картинах, однако из этого ничего не вышло. Рассказывает Н. Румянцева: «Я про эти приглашения ничего не знала, потому что мне о них не говорили. Оказывается, на них отвечали, что я очень занята.
В 1963 году Надежде Румянцевой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Однако в конце 60-х годов творческая карьера Румянцевой на время прервалась - она уехала за границу. Дело в том, что ее муж работал в Министерстве внешней торговли и, пройдя все ступени роста, вырос до торгпреда. В конце концов его отправили на работу сначала в Египет, затем в Малайзию, и вместе с ним туда отправилась и Румянцева. Поэтому в течение десяти лет в кино она не снималась.
В 1955 году Надежда Румянцева поступает на службу в Театр-студию киноёктера. Через 6 лет она снялась в фильме, который принес ей мировую славу. Чулюкинские "Девчата" произвели не меньший фурор, чем когда-то александровские "Весёлые ребята". Образ Тоси Кислицыной стал визитной карточкой актрисы. Её называли "Чаплином в юбке".
Сама Надежда Васильевна Румянцева считает, что не было бы у неё таких актёрских удач, если бы не настоящее женское везение. По её словам, все годы замужества, каждый день, она слышит от мужа, что он в неё влюблен.
После "Девчат" у Надежды Румянцевой было не много фильмов. Удачно сложилась карьера на телевидении. Каждое воскресное утро телевизионный "Будильник", ведущей которого была Надежда Васильевна, будил тысячи советских мальчишек и девчонок. Всем известны мультипликационные фильмы, где звучит голос актрисы: "38 попугаев", "Привет мартышке", "Бабушка удава".
Надежда Васильевна всегда говорила: семья для нее важнее карьеры. Вместе с мужем Вилли Хштояном они 40 лет прожили в счастливом браке. В конце 60-х она отказалась от работы в кино, чтобы сопровождать в зарубежных командировках.
Надежда Румянцева: «Ведь не в каждой семье муж 35 лет не будет уставать говорить, что он в меня влюблен. Не любит, а влюблен. Приятно слышать от мужа, когда он говорит: „Так торопился домой, так торопился домой, ой, наконец-то“. Это же хорошо».
Когда Надежда Васильевна с мужем вернулись в Советский Союз, то начала работать на телевидении. Каждое воскресенье утром все дети страны включали телевизор и смотрели ее программу «Будильник».
Передача была популярна у миллионов советских детей и их родителей. Может быть, потому что ведущая, как говорили про нее друзья, и сама в душе была ребенком.
Надежда Румянцева: «И вдруг этот старьевщик проходит мимо нашего дома. Я заметалась. Думаю, какое же старье? Никакого старья у нас не оказалось. И я вдруг так смотрю с крылечка с террасы — и внизу (это моя самая страшная тайна, я Вам рассказываю) лежат калоши моей бабушки. Она только что их купила. И я, поглядев туда-сюда, хватаю эти калоши — и старьевщику. И за это мне дали тещин язык».
Она почти не снималась в кино, хотя предложений было много. Чаще всего дублировала. Ее голосом говорит Наталья Варлей в «Кавказской пленнице» и Одри Хепберн в фильме «Как украсть миллион». Голос Румянцевой звучит также во многих советских мультиках.
Один из последних фильмов, в котором играла актриса, вышел на экраны в 2003. Это романтиеская комедия «Чудная долина». Героини Надежды Румянцевой как всегда верят в чудеса и любовь.
#3
Отправлено 09 Декабрь 2009 - 08:08
Майя Михайловна Плисецкая (родилась 20 ноября 1925 года в Москве) — советская и российская артистка балета. Народная артистка СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Солистка Большого театра в Москве.
Родион Константинович Щедрин (родился 16 декабря 1932 года) — русский композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. Был председателем Союза композиторов Российской Федерации (1973-1990). В настоящее время семья живёт в Испании.
Секрет их счастливой семейной жизни, как считают Плисецкая и Щедрин, в том, что они никогда не ревновали друг друга. Майя Михайловна говорит, что супруг - её ангел-хранитель.
Родион Константинович Щедрин (родился 16 декабря 1932 года) — русский композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. Был председателем Союза композиторов Российской Федерации (1973-1990). В настоящее время семья живёт в Испании.
Секрет их счастливой семейной жизни, как считают Плисецкая и Щедрин, в том, что они никогда не ревновали друг друга. Майя Михайловна говорит, что супруг - её ангел-хранитель.
Ничто так не украшает женщину, как удачно подобранный мужчина.
#4
Отправлено 09 Декабрь 2009 - 08:24
Умница Христина! Отличный пример! У меня на примете есть еще несколько таких пар, но все никак не хватает времни запостить инфу о них...
#5
Отправлено 22 Июнь 2011 - 04:53
«Мне милее и дороже человека нигде не сыскать…<br><br>Теперь не умирают от любви —
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви —
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…»
Из интервью с Эльдаром Рязановым («Учительская газета», № 47 за 2002 год):
— А была ли история любви, которая вас потрясла?
— Да, конечно. Это история любви Алексея Каплера и Юлии Друниной… У меня были свои счёты к Каплеру, он ни разу не позвал меня в свою «Кинопанораму», хотя я снял неплохие фильмы к тому времени. На премьере «Иронии судьбы», когда весь зал смеялся, вздыхал, плакал, Каплер и Друнина в середине фильма встали и ушли. Так что я не любил его, не любил Друнину, которая была одним из руководителей Союза писателей, сидела в президиумах. Но для меня, когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…
Они познакомились на сценарных курсах при Союзе кинематографистов в 1954 году — Друниной было 30, а Каплеру 50. А в 1960 году она расстаётся с Николаем Старшиновым, прожив в браке пятнадцать лет. Они расстались, сумев, несмотря ни на что, остаться друзьями.
А. К.
Я люблю тебя злого, в азарте работы,
В дни, когда ты от грешного мира далёк…
Я люблю тебя доброго, в праздничный вечер,…
Заводилой, душою стола, тамадой…
Поседевшим, уверенным, яростным, юным…
Я люблю тебя всякого…
Отныне самым близким для Друниной и самым родным человеком, её судьбой и опорой становится Алексей Яковлевич Каплер.
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/drunina.jpg
А всё равно
Меня счастливей нету,
Хотя, быть может,
Завтра удавлюсь…
Я никогда
Не налагала вето
На счастье,
На отчаянье,
На грусть.
Я ни на что
Не налагала вето,
Я никогда от боли не кричу.
Пока живу — борюсь.
Меня счастливей нету,
Меня задуть
Не смогут, как свечу.
Вот об этой погасшей свече, об её счастье и об её отчаянии и будет мой рассказ.
«Безумно страшно за Россию»
Итак, Юлия Друнина, поэт-фронтовик, секретарь Союза писателей, член многих редколлегий, депутат Верховного Совета… просто красивая женщина. В 2004 году ей бы исполнилось 80.
Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву и тысячу — во сне.
Кто говорит,
что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Именно эти строки принесли ей самую большую известность.
Она была очень разная — Юлечка, как называли её близкие друзья. Очень-очень мужественная — и на фронте, куда пошла добровольно, а потом вернулась после ранения, едва не стоившего ей жизни, и тогда, когда принимала последнее в своей жизни решение. Бескомпромиссная, смешная, наивная, трогательная…
Николая Старшинова, поэта, своего первого мужа, она накормила вместо супа водой, в которой мать варила картошку в мундире, с остатками картофельной шелухи. Было тяжёлое послевоенное время, когда ели, не разбирая вкуса, и Юля подумала, что это грибной суп. Николаю, тем не менее, понравилась пересоленная еда, и только через пятнадцать лет, когда они развелись и пошли после суда в ресторан — обмыть эту процедуру, она призналась в ошибке.
Красивая девушка мечтала «сменить шинель на платьице», но ещё несколько лет ходила в шинели и гимнастёрке, потому что не было денег на наряды.
Это потом Марк Соболь скажет Юле об её втором муже, Алексее Каплере: «Он стянул с тебя солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки».
В Верховный Совет Юлия Друнина пошла, чтобы защитить армию, которую начали оплёвывать. Не имея сил защитить идеалы своего поколения, поняв, что ничего существенного для своих боевых товарищей она сделать не может, Юлия перестала ходить на заседания Верховного Совета, а потом и вышла из депутатского корпуса…
В августе 1991 года Юлия Друнина вместе с другими россиянами защищала Белый дом. А через три месяца, 20 ноября, ушла из жизни добровольно.
Николай Старшинов считал, что уйти она хотела не старой и беспомощной, а здоровой, сильной и красивой. Наверняка в его памяти всё ещё жила юная 20-летняя Юлечка. Такой он её запомнил и поэтому объяснял её добровольный уход из жизни чисто женскими мотивами:
Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер относился к Юле очень трогательно — заменил ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Но после смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности… Вообще она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером.
Наверное, и в этом была одна из причин. Но как объяснить тогда записку на входной двери дачи, обращённую к зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж»? (В гараже она отравилась выхлопными газами автомобиля). Это слова очень мужественного человека!
… Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к старокрымским лесам и потребность «творить». Оно и лучше уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91
Из стихотворения «Судный час»:
… Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Всё ж крещёная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы, —
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
«Средь них пострадавший от Сталина Каплер…»
Алексей Каплер родился в сентябре 1904 года в Киеве, на Подоле.
Революция, гражданская война, и одновременно страстное увлечение театром. В ближайших друзьях — Сергей Юткевич и Григорий Козинцев, будущие корифеи советского кинематографа.
Киев, Петроград, потом Одесса… Затем Каплер возвращается в Киев и становится режиссером двух фильмов — «Право на женщину» (1930) и «Шахта 12-28» (1931), которые так на экран и не вышли, поскольку оба были запрещены. Но впоследствии Каплер не раз говорил о том, что украинская школа операторского искусства — одна из лучших в мире…
Он автор сценариев многих известных фильмов, в том числе «Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия». Но настоящий успех ему принесло участие в создании фильмов Михаила Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» — с Борисом Щукиным в роли Ленина.
Люди постарше должны помнить знаменитую телевизионную «Кинопанораму» и её ведущего — Алексея Каплера. Его популярность была воистину грандиозна — «Кинопанораму» смотрели все. Однажды Каплер запнулся (а эфир — прямой, заметьте), попытался что-то вспомнить, но сразу не смог. «Погодите минутку, — обратился он к зрителям, — я сейчас вспомню…». Так и сидел, помешивая ложечкой чай, молчал… Он мог себе это позволить — настоящий артист, любимец всех советских людей.
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/beriya-svetlana.jpg
Не меньшую известность получил Алексей Каплер и своим романом со Светланой Аллилуевой, дочкой самого Сталина. На снимке справа — маленькая «советская принцесса» на коленях у доброго дяди Лаврентия.
История взаимоотношений Алексея Каплера и Светланы Аллилуевой представляет немалый интерес и сама по себе. Вероятно, её неправильно было бы рассматривать только в личностном плане, безотносительно к общей обстановке в стране на фоне проходивших в то время изменений во внутренней политике. Но обо всём этом нужно было бы говорить отдельно.
А вот как через много-много лет — в своих воспоминаниях, озаглавленных «Двадцать писем к другу» — рассказала о романе с Каплером сама Светлана Аллилуева:
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/svetlana.jpg
… В ту же зиму 1942-43 года я познакомилась с человеком, из-за которого навсегда испортились мои отношения с отцом, — с Алексеем Яковлевичем Каплером.
Всего лишь какие-то считанные часы провели мы вместе зимой 1942-43 года, да потом, через одиннадцать лет, такие же считанные часы в 1956 году — вот и всё… Мимолётные встречи сорокалетнего человека с «гимназисткой» и недолгое их продолжение потом…
В первый момент мы оба, кажется, не произвели друг на друга никакого впечатления…
Нас потянуло друг к другу неудержимо…
Люся приходил к моей школе и стоял в подъезде соседнего дома, наблюдая за мной. А у меня радостно сжималось сердце, так как я знала, что он там…
Люся был для меня тогда самым умным, самым добрым и прекрасным человеком. От него шли свет и очарование знаний. Он раскрывал мне мир искусства — незнакомый, неизведанный…
Люся возвратился из Сталинграда под Новый, 1943-й год. Вскоре мы встретились, и я его умоляла только об одном: больше не видеться и не звонить друг другу. Я чувствовала, что всё это может кончиться ужасно…
Тучи сгущались над нами, мы чувствовали это. В последний день февраля был мой день рождения, — мне исполнилось тогда 17 лет…
А на следующий день, 2-го марта 1943 года, когда он уже собрался ехать, пришли к нему домой двое и попросили следовать за ними. И поехали они все на Лубянку… Люсю обыскали, объявили ему, что он арестован. Мотивы — связи с иностранцами…
Обо мне, разумеется, не было произнесено ни одного слова. Так началась для Люси иная жизнь, которая продолжалась для него, начиная с этого дня, десять лет…
В июле 1953 года, ему сказали: «Вы свободны. Можете идти домой. Какой ваш адрес? Куда бы вы хотели позвонить?»…
А ещё через год, на II-м Съезде советских писателей в Кремле, в залитом огнями Георгиевском зале я встречаю Люсю — через одиннадцать лет после того, как мы виделись в последний раз…
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/kapler.jpg
Итак, десять лет… Срок по меркам того времени, разумеется, не слишком большой. Справа вы видите фрагмент снимка, на котором изображён Алексей Каплер во время вынужденного пребывания в Воркуте.
Интересный нюанс. Л. Агранович, навестивший Каплера в заключении, рассказывает об этом снимке:
… это мы с Каплером читаем газету «Культура и жизнь» с постановлением о Зощенко и Ахматовой. Впрочем, нижняя половина этого снимка, на котором вся эта хреновина отчётливо читалась, аккуратно отрезана — сказался зэковский опыт Каплера. На снимке был отчётливо виден заголовок. А это между тем номер нового органа ЦК партии.
«Незаменимых нет»?.. «Нет заменимых»
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/cementary.jpg В посёлке Старый Крым на кладбище есть две парные могилы. В одной из них похоронены писатель Александр Грин и его жена, в другой — Алексей Каплер и поэтесса Юлия Друнина. Здесь и в Коктебеле они бывали и вместе, и отдельно. В 1979 году, когда Каплер умер, он был похоронен, согласно его воле, на кладбище Старого Крыма.
Вот лишь несколько строк из поэмы Юлии Друниной под названием «Ноль три», посвящённой памяти Алексея Каплера:
Люди плакали, медь рыдала,
Полутьма вытесняла свет.
По дороге лишь я видала
Удалявшийся силуэт.
Есть основания предполагать, что о своём возможном добровольном уходе из жизни Юлия Владимировна думала не менее года, а на чёрной мраморной плите, рядом с именем мужа, было оставлено место и для её имени.
Старый Крым — последняя
обитель.
Чёрный камень — всё как
в страшном сне…
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.
Каплер любил женщин, а они любили его, и романов у него было предостаточно. Он красиво ухаживал за женщинами, даже при самых, казалось бы, не подходящих для этого обстоятельствах. Но Юлия Друнина стала его последней и самой большой любовью. Они прожили вместе четверть века, но любили друг друга так, будто встретились вчера, и надолго расставаться просто не могли.
А это строчки бесчисленных телеграмм, которые Алексей присылал ей, когда они расставались:
«Прошу считать эту телеграмму формальным объяснением в любви с просьбой вашей руки, а если возможно, то и сердца. Давай с самого начала, согласен вздыхать и крутиться вокруг. Один полуинтеллигент»
«Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю, может быть, ты не знаешь или забыла. Один тип»
«Планерское. Дом творчества, Друниной. Уже третий час ночи. Уже уложил вещи. Есть потребность признаться, что очень тебя люблю, моя бесконечно дорогая. Опять Каплер»
«Джанкой поезд тридцать первый вышедший Москвы двадцать четвертого декабря вагон тринадцатый место двадцать пятое пассажиру Друниной доброе утро Каплер»
И из письма, когда Алексею Каплеру было уже больше семидесяти:
Пойми, моя такая дорогая, — я еще «развивающаяся страна» — и буду возле тебя становиться лучше, бережнее к тебе, к нашей любви… ты — мой дом на земле.
http://www.vilavi.ru...06/210106.shtml
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви —
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…»
Из интервью с Эльдаром Рязановым («Учительская газета», № 47 за 2002 год):
— А была ли история любви, которая вас потрясла?
— Да, конечно. Это история любви Алексея Каплера и Юлии Друниной… У меня были свои счёты к Каплеру, он ни разу не позвал меня в свою «Кинопанораму», хотя я снял неплохие фильмы к тому времени. На премьере «Иронии судьбы», когда весь зал смеялся, вздыхал, плакал, Каплер и Друнина в середине фильма встали и ушли. Так что я не любил его, не любил Друнину, которая была одним из руководителей Союза писателей, сидела в президиумах. Но для меня, когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…
Они познакомились на сценарных курсах при Союзе кинематографистов в 1954 году — Друниной было 30, а Каплеру 50. А в 1960 году она расстаётся с Николаем Старшиновым, прожив в браке пятнадцать лет. Они расстались, сумев, несмотря ни на что, остаться друзьями.
А. К.
Я люблю тебя злого, в азарте работы,
В дни, когда ты от грешного мира далёк…
Я люблю тебя доброго, в праздничный вечер,…
Заводилой, душою стола, тамадой…
Поседевшим, уверенным, яростным, юным…
Я люблю тебя всякого…
Отныне самым близким для Друниной и самым родным человеком, её судьбой и опорой становится Алексей Яковлевич Каплер.
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/drunina.jpg
А всё равно
Меня счастливей нету,
Хотя, быть может,
Завтра удавлюсь…
Я никогда
Не налагала вето
На счастье,
На отчаянье,
На грусть.
Я ни на что
Не налагала вето,
Я никогда от боли не кричу.
Пока живу — борюсь.
Меня счастливей нету,
Меня задуть
Не смогут, как свечу.
Вот об этой погасшей свече, об её счастье и об её отчаянии и будет мой рассказ.
«Безумно страшно за Россию»
Итак, Юлия Друнина, поэт-фронтовик, секретарь Союза писателей, член многих редколлегий, депутат Верховного Совета… просто красивая женщина. В 2004 году ей бы исполнилось 80.
Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву и тысячу — во сне.
Кто говорит,
что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Именно эти строки принесли ей самую большую известность.
Она была очень разная — Юлечка, как называли её близкие друзья. Очень-очень мужественная — и на фронте, куда пошла добровольно, а потом вернулась после ранения, едва не стоившего ей жизни, и тогда, когда принимала последнее в своей жизни решение. Бескомпромиссная, смешная, наивная, трогательная…
Николая Старшинова, поэта, своего первого мужа, она накормила вместо супа водой, в которой мать варила картошку в мундире, с остатками картофельной шелухи. Было тяжёлое послевоенное время, когда ели, не разбирая вкуса, и Юля подумала, что это грибной суп. Николаю, тем не менее, понравилась пересоленная еда, и только через пятнадцать лет, когда они развелись и пошли после суда в ресторан — обмыть эту процедуру, она призналась в ошибке.
Красивая девушка мечтала «сменить шинель на платьице», но ещё несколько лет ходила в шинели и гимнастёрке, потому что не было денег на наряды.
Это потом Марк Соболь скажет Юле об её втором муже, Алексее Каплере: «Он стянул с тебя солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки».
В Верховный Совет Юлия Друнина пошла, чтобы защитить армию, которую начали оплёвывать. Не имея сил защитить идеалы своего поколения, поняв, что ничего существенного для своих боевых товарищей она сделать не может, Юлия перестала ходить на заседания Верховного Совета, а потом и вышла из депутатского корпуса…
В августе 1991 года Юлия Друнина вместе с другими россиянами защищала Белый дом. А через три месяца, 20 ноября, ушла из жизни добровольно.
Николай Старшинов считал, что уйти она хотела не старой и беспомощной, а здоровой, сильной и красивой. Наверняка в его памяти всё ещё жила юная 20-летняя Юлечка. Такой он её запомнил и поэтому объяснял её добровольный уход из жизни чисто женскими мотивами:
Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер относился к Юле очень трогательно — заменил ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Но после смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности… Вообще она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером.
Наверное, и в этом была одна из причин. Но как объяснить тогда записку на входной двери дачи, обращённую к зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж»? (В гараже она отравилась выхлопными газами автомобиля). Это слова очень мужественного человека!
… Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к старокрымским лесам и потребность «творить». Оно и лучше уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91
Из стихотворения «Судный час»:
… Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Всё ж крещёная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы, —
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
«Средь них пострадавший от Сталина Каплер…»
Алексей Каплер родился в сентябре 1904 года в Киеве, на Подоле.
Революция, гражданская война, и одновременно страстное увлечение театром. В ближайших друзьях — Сергей Юткевич и Григорий Козинцев, будущие корифеи советского кинематографа.
Киев, Петроград, потом Одесса… Затем Каплер возвращается в Киев и становится режиссером двух фильмов — «Право на женщину» (1930) и «Шахта 12-28» (1931), которые так на экран и не вышли, поскольку оба были запрещены. Но впоследствии Каплер не раз говорил о том, что украинская школа операторского искусства — одна из лучших в мире…
Он автор сценариев многих известных фильмов, в том числе «Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия». Но настоящий успех ему принесло участие в создании фильмов Михаила Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» — с Борисом Щукиным в роли Ленина.
Люди постарше должны помнить знаменитую телевизионную «Кинопанораму» и её ведущего — Алексея Каплера. Его популярность была воистину грандиозна — «Кинопанораму» смотрели все. Однажды Каплер запнулся (а эфир — прямой, заметьте), попытался что-то вспомнить, но сразу не смог. «Погодите минутку, — обратился он к зрителям, — я сейчас вспомню…». Так и сидел, помешивая ложечкой чай, молчал… Он мог себе это позволить — настоящий артист, любимец всех советских людей.
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/beriya-svetlana.jpg
Не меньшую известность получил Алексей Каплер и своим романом со Светланой Аллилуевой, дочкой самого Сталина. На снимке справа — маленькая «советская принцесса» на коленях у доброго дяди Лаврентия.
История взаимоотношений Алексея Каплера и Светланы Аллилуевой представляет немалый интерес и сама по себе. Вероятно, её неправильно было бы рассматривать только в личностном плане, безотносительно к общей обстановке в стране на фоне проходивших в то время изменений во внутренней политике. Но обо всём этом нужно было бы говорить отдельно.
А вот как через много-много лет — в своих воспоминаниях, озаглавленных «Двадцать писем к другу» — рассказала о романе с Каплером сама Светлана Аллилуева:
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/svetlana.jpg
… В ту же зиму 1942-43 года я познакомилась с человеком, из-за которого навсегда испортились мои отношения с отцом, — с Алексеем Яковлевичем Каплером.
Всего лишь какие-то считанные часы провели мы вместе зимой 1942-43 года, да потом, через одиннадцать лет, такие же считанные часы в 1956 году — вот и всё… Мимолётные встречи сорокалетнего человека с «гимназисткой» и недолгое их продолжение потом…
В первый момент мы оба, кажется, не произвели друг на друга никакого впечатления…
Нас потянуло друг к другу неудержимо…
Люся приходил к моей школе и стоял в подъезде соседнего дома, наблюдая за мной. А у меня радостно сжималось сердце, так как я знала, что он там…
Люся был для меня тогда самым умным, самым добрым и прекрасным человеком. От него шли свет и очарование знаний. Он раскрывал мне мир искусства — незнакомый, неизведанный…
Люся возвратился из Сталинграда под Новый, 1943-й год. Вскоре мы встретились, и я его умоляла только об одном: больше не видеться и не звонить друг другу. Я чувствовала, что всё это может кончиться ужасно…
Тучи сгущались над нами, мы чувствовали это. В последний день февраля был мой день рождения, — мне исполнилось тогда 17 лет…
А на следующий день, 2-го марта 1943 года, когда он уже собрался ехать, пришли к нему домой двое и попросили следовать за ними. И поехали они все на Лубянку… Люсю обыскали, объявили ему, что он арестован. Мотивы — связи с иностранцами…
Обо мне, разумеется, не было произнесено ни одного слова. Так началась для Люси иная жизнь, которая продолжалась для него, начиная с этого дня, десять лет…
В июле 1953 года, ему сказали: «Вы свободны. Можете идти домой. Какой ваш адрес? Куда бы вы хотели позвонить?»…
А ещё через год, на II-м Съезде советских писателей в Кремле, в залитом огнями Георгиевском зале я встречаю Люсю — через одиннадцать лет после того, как мы виделись в последний раз…
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/kapler.jpg
Итак, десять лет… Срок по меркам того времени, разумеется, не слишком большой. Справа вы видите фрагмент снимка, на котором изображён Алексей Каплер во время вынужденного пребывания в Воркуте.
Интересный нюанс. Л. Агранович, навестивший Каплера в заключении, рассказывает об этом снимке:
… это мы с Каплером читаем газету «Культура и жизнь» с постановлением о Зощенко и Ахматовой. Впрочем, нижняя половина этого снимка, на котором вся эта хреновина отчётливо читалась, аккуратно отрезана — сказался зэковский опыт Каплера. На снимке был отчётливо виден заголовок. А это между тем номер нового органа ЦК партии.
«Незаменимых нет»?.. «Нет заменимых»
http://www.vilavi.ru/prot/210106/img/cementary.jpg В посёлке Старый Крым на кладбище есть две парные могилы. В одной из них похоронены писатель Александр Грин и его жена, в другой — Алексей Каплер и поэтесса Юлия Друнина. Здесь и в Коктебеле они бывали и вместе, и отдельно. В 1979 году, когда Каплер умер, он был похоронен, согласно его воле, на кладбище Старого Крыма.
Вот лишь несколько строк из поэмы Юлии Друниной под названием «Ноль три», посвящённой памяти Алексея Каплера:
Люди плакали, медь рыдала,
Полутьма вытесняла свет.
По дороге лишь я видала
Удалявшийся силуэт.
Есть основания предполагать, что о своём возможном добровольном уходе из жизни Юлия Владимировна думала не менее года, а на чёрной мраморной плите, рядом с именем мужа, было оставлено место и для её имени.
Старый Крым — последняя
обитель.
Чёрный камень — всё как
в страшном сне…
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.
Каплер любил женщин, а они любили его, и романов у него было предостаточно. Он красиво ухаживал за женщинами, даже при самых, казалось бы, не подходящих для этого обстоятельствах. Но Юлия Друнина стала его последней и самой большой любовью. Они прожили вместе четверть века, но любили друг друга так, будто встретились вчера, и надолго расставаться просто не могли.
А это строчки бесчисленных телеграмм, которые Алексей присылал ей, когда они расставались:
«Прошу считать эту телеграмму формальным объяснением в любви с просьбой вашей руки, а если возможно, то и сердца. Давай с самого начала, согласен вздыхать и крутиться вокруг. Один полуинтеллигент»
«Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю, может быть, ты не знаешь или забыла. Один тип»
«Планерское. Дом творчества, Друниной. Уже третий час ночи. Уже уложил вещи. Есть потребность признаться, что очень тебя люблю, моя бесконечно дорогая. Опять Каплер»
«Джанкой поезд тридцать первый вышедший Москвы двадцать четвертого декабря вагон тринадцатый место двадцать пятое пассажиру Друниной доброе утро Каплер»
И из письма, когда Алексею Каплеру было уже больше семидесяти:
Пойми, моя такая дорогая, — я еще «развивающаяся страна» — и буду возле тебя становиться лучше, бережнее к тебе, к нашей любви… ты — мой дом на земле.
http://www.vilavi.ru...06/210106.shtml
Страница 1 из 1