"Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД) : ЛИНКОР «НОВОРОССИЙСК»: УРОКИ ТРАГЕДИИ - "Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД)

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

ЛИНКОР «НОВОРОССИЙСК»: УРОКИ ТРАГЕДИИ

#1 Пользователь офлайн   Avakovich

  • Мак
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • сообщений 3 512
  • Регистрация: 06-Июль 08

Отправлено 22 Апрель 2009 - 06:02


ЛИНКОР «НОВОРОССИЙСК»: УРОКИ ТРАГЕДИИ


Капитан 1 ранга в отставке Н. МУРУ,

доктор технических наук, профессор

В ночь на 29 октября 1955 г. в Севастопольской бухте затонул линкор «Новороссийск», погибло 607 человек. Сведения об этом долгое время были закрыты и лишь недавно стали достоянием гласности. Поскольку уроки катастрофы и подъема корабля сохраняют ценность и сейчас, представляется целесообразным, основываясь на документах, возможно более точно изложить их и высказать некоторые соображения.
Основные данные о корабле. Линкор «Новороссийск» — прежнее название «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»)— передан СССР в феврале 1949 г. по соглашению о разделе ВМФ Италии. Он заложен в Генуе 24.10.1911. г. и вступил и строй 02.4.1914 г. В 1936—1937 гг. был существенно модернизирован: полностью заменена механическая установка, создана конструктивная подводная защита (КПЗ), удлинена носовая оконечность и надстроен полубак. Было усилено артиллерийское вооружение, бронирование палуб, установлена бронированная фок-мачта башенного вида. Следует отметить, что после модернизации непотопляемость корабля несколько ухудшилась.


http://wunderwaffe.n...Articles/Novor/

0

#2 Пользователь офлайн   Bagirka

  • Бутончик
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Super Administrator
  • сообщений 8 721
  • Регистрация: 26-Октябрь 07

Отправлено 23 Апрель 2009 - 07:33

Вечная память погибшим.
Среди новобранцев в ночь трагедии на линкоре был и мой папа, проходивший моряком срочную службу.
Он рассказывал, что их подняли с коек по тревоге, выстроили на палубе в шеренгу и оставили без дальнейших команд, пока они просто не скатились в море по накренившемуся кораблю. Мой папа - сильный и выносливый - доплыл до берега, неся на себе раненого товарища, у которого оторвало руку, и который потом упрекал его за это спасение ("лучше бы я утонул")...... а папу без сознания нашли на берегу среди многочисленных тел, и отвезли в морг..... там он и пришел в себя.....
Спасибо, Авакович, за тему.
Мой папа - Хачатурянц Сергей Константинович (1936-2004)
0

#3 Пользователь офлайн   Bagirka

  • Бутончик
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Super Administrator
  • сообщений 8 721
  • Регистрация: 26-Октябрь 07

Отправлено 10 Май 2010 - 08:51

Сегодня было 9 мая 2010, то есть, уже 65..... всего 65 или целых 65 - даже не знаю, - как скоро летят годы, - давно ли это было или недавно.... Но раз люди того поколение живы и даже поют и танцуют в этот праздник - и дай Бог, чтобы они так же отметили и столетие победы, - значт, это было в общем-то вчера.
Воообще - это всегда, пожизненно был моим самым любимым праздником, - утром смотреть парад, вечером - в приморский бульвар смотреть на салют, - хотя с наших балконов его было видать как на ладони, - для меня он всегда был ЛИЧНЫМ, потому что меня дедушка-ветеран за руку водил на все события и мероприятия, где его друзья-однополчане делились вопоминаниями, и я очень любила там бывать.... Это праздник наш, - это праздник - МОЙ.
А еще - я хочу связать это с Черноморским флотом, поскольку мой папа там служил, на легендарном трофейном крейсере "Джулио Чезаре" - который переименовали в "Новороссийск", - а мой дедушка (совпадение) воевал как раз за Новороссийск, - хотя и прошел всю Европу до Берлина. - и мой папа героически повел себя при гибели этого линкора в нескольких сотнях метров от Севастополя, - спас жизнь раненому при взрыве товарищу, вынеся его на берег, и спас жизнь себе, - в то время как немногие новобранцы тогда вообще умели даже плавать, - сотни погибли просто утонув, а он выплыл, вынес товарища, и выжил, - сохранив таким образом жизнь и себе, и мне, и моим братьям, и своим внукам..... Помню, и к тридцатилетию трагедии, в конце восьмидесятых, и к сорокалетию, в конце девяностых - были официальные заявления о том, что моряков с "Новороссийска" прировняют по статусу к ветеранам ВОВ, но не уверена, что это случилось, - папы уже нет в живых, а пока он был жив, этого не сделали. Ссылались на то, что Черноморский флот находится в подвешщенном состоянии, то ли Украина должна этим заниматься, то ли Россия, то ли сам город Севастополь.....
Вечная память всем погибшим бойцам, - вечная слава всем живым ветеранам, долгих им лет, крепкого здоровья.
С праздником НАС!!!! :!:

http://http://www.yo...feature=related
0

#4 Guest_Сизиф_*

  • Группа: Гости

Отправлено 10 Май 2010 - 11:12

У нас вчера было день двух Побед, так что с Победами нас!
0

#5 Пользователь офлайн   Bagirka

  • Бутончик
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Super Administrator
  • сообщений 8 721
  • Регистрация: 26-Октябрь 07

Отправлено 09 Февраль 2011 - 07:23

Мне вчера сделали прекрасный подарок, - долгожданный и очень дорогой. По обратной связи сайта мне написал человек, представившийся Александром Кушнаренко. Вот текст его письма:


Цитата

Сообщение: Наира, добрый день! Меня зовут Александр. Я очень дружен с Ольгой Васильевной Матусевич - вдовой командира БЧ-5 линкора \"Новороссийск\" Ефима Матусевича. В прошлом году ее дочери Ирина и Женя организовали сайт памяти линкора http://linkor-novorossiysk.ru/. Там расположен мой фильм о линкоре и песня. В меру сил им помогаю в поиске участников тех событий. Хочется , чтобы о каждом моряке было хотя бы пару слов. О Вашем отце я слышал от покойного Юрия Георгиевича Лепехова. Но, увы, в официальном списке экипажа его не было. Это объяснимо, так как очень много молодых матросов почему-то в этот список не попали. Лепехов мне рассказал, как молодой матрос Сергей Хачатурянц дотащил своего товарища Павла Генералова к берегу. Подвигов в ту ночь было немало, но такие поступки - это больше чем подвиг. Пишу это вполне осознано, так как буквально вчера с Ирной Матусевич мы обсуждали этот поступок, а сегодня наткнулся на Ваш сайт. Если у Вас есть фото отца, может быть какие-то фото с линкора, какие-то воспоминания, может быть Вы с кем-то поддерживаете контакт напишите мне либо Ирине Матусевич на сайт. Может быть у Вас есть какие-то координаты Генералова - так как в списках экипажа его тоже нет. Если будет время отзовитесь. Таким людям, как Ваш отец на сайте памяти линкора быть нужно и должно! С уважением, Александр.


Мой ответ:

Цитата

Здравствуйте, Александр!

Огромное Вам спасибо за послание и за ссылку на змечтельный сайт. Могу себе представить, сколько вложено в него труда, волнений и любви. Отдельное спасибо авторам сайта за страницу о моем отце, было очень волнительно осознать, что, наконец, после десятилетий молчания, об этой трагедии сказано столь подробно и широко. Жаль, что папа не дожил до дня, когда он смог бы увидеть свое имя в списке героев "Новороссийска". Он очень любил этот крейсер и много о нем рассказывал нам, детям. Непременно радобуду и отсканирую фото для его страницы. Я переехала в США, и с собой у меня не много семейных фото, но у братьев в Москве наверняка есть и с линкора. Я перешлю им Ваше письмо, и, кроме того, сделаю Аллею Памяти для героев "Новороссийска" на своём новорожденном проекте mementomortis.com , со ссылкой на Ваш сайт.
Спасибо, всего Вам самого доброго!
С уважением,
Наира


Александр:



Цитата

Наира, спасибо, что откликнулись и отдельное спасибо за теплое письмо. Я его отослал Ирине Матусевич и она его уже опубликовала на сайте в разделе "отзывы". Ольга Васильевна Матусевич - очевидец трагедии и жена командира БЧ-5 (ее воспоминания есть на сайте в разделе видео-аудио) все эти годы по крупицам с обирала фотографии моряков, писала письма родственникам и собрала около 300 фотографий погибших. Ей 87, но она держится молодцом. До недавних пор еще работала детским врачом. Напишите ей., она будет рада. Посылаю фотографию картины севастопольского художника Андрея Лубянова. Пусть фотография линкора будет с Вами. С уважением, Александр.



Однако, я еще не успела прочитать это сообщение, когда мне уже самой пришло письмо от Ирины:

Цитата

Уважаемая Наира! Большое спасибо за добрые слова. Я с детства слышала историю о матросе, который спас раненого друга с оторванной рукой и сам чуть не погиб. Но фамилию никто назвать не мог. Для меня всегда Ваш отец был безусловным героем, а оказывется ему было всего 19 лет. Как жаль, что мы не выразили ему свое восхищение при жизни, но уже ничего не вернешь и не изменишь. Благодаря прекрасному человеку Саше Кушнаренко мы Вас нашли, и для нашей семьи обрел реальные черты человек-легенда. Еще раз большое спасибо Вам, надеюсь на дальнейшие контакты. С уважением, Ирина


Мой ответ:

Цитата

Здравствуйте, Ирина!
Вы не представляете себе, как волнительно и как важно для меня все что произошло за эти два дня. Сначала написал Александр, потом я увидела Ваш сайт, и, наконец, пишете Вы сами. История Новороссийска - это история моего детства, юности, зрелости. Папа нам рассказывал про этот крейсер много раз, и всегда было очень интересно.
Вырастая, мы понимали и сознавали больше. Мы следили за публикациями, телепередачами, новостями, а также за Интернетом. Мама несколько раз писала письма в военные ведомства СССР, России, Украины, - начиная еще с конца восьмидесятых, - но, по-видимому, в те годы на такие письма внимания не обращали, и история гибели линкора оставалось за завесой молчания и далее в паутине постсоветской неразберихи. Мы все время спрашивала папу, а где сейчас тот спасенный матрос (в моей памяти он почему-то сохранился под фамилией Ермолаев, но я могу и ошибаться, так как папа рассказывал много других историй)... Папа сказал, что тот наверняка тоже его ищет. Кстати, отец мой был призван из Баку, так же, как и его однофамилец, Хачатуров, погибший в день трагедии. Думаю, что матросу Генералову повезло в том, что папа мой был спортсменом, всерьез занимался боксом, был очень вынослив и силен. У него было крепкое здоровье, - но, видимо, очень хрупкая и ранимая душа. Он ушел от сердечного приступа, в одночасье, - сломленный невзгодами, связанными с развалом СССР, вынужденным переездом из родного города, скитаниями по чужбине, разлукой с многочисленными родными, разъехавшимися по всему миру, и многими другими обстоятельствами нашей непростой жизни. Я уверена, что он был бы счастлив и горд, если бы мог видеть Ваш сайт и помогать в его развитии. У него было много воспоминаний, и я очень сожалею, что мы их не записывали за ним. Кто мог знать, что он уйдет так неожиданно.
Буду держать с Вами связь, - собираюсь прислать фотографию для его страницы. Спасибо Вам еще раз, - и, конечно, низкий поклон вашей матери.

С уважением,
Наира


Страница моего отца на сайте - http://linkor-novoro...isok/show/1873/
0

#6 Пользователь офлайн   Vladimir64

  • Цветок
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • сообщений 769
  • Регистрация: 23-Март 10

Отправлено 09 Февраль 2011 - 10:48

http://wordweb.ru/20...ossijjsk-i.html
Думай сам!
___________________
За звездой над горизонтом.
0

#7 Пользователь офлайн   Bagirka

  • Бутончик
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Super Administrator
  • сообщений 8 721
  • Регистрация: 26-Октябрь 07

Отправлено 09 Февраль 2011 - 04:20

Cпасибо, Владимир.

КЛЯТВА КНЯЗЯ БОРГЕЗЕ


Одновременно с «Императрицей Марией» на верфях Италии родились 3 линейных корабля « Джулио Чезаре» (Юлий Цезарь), « Конте ди Кавур» и « Леонардо да Винчи». Являясь основной силой итальянского флота в двух мировых войнах, они не принесли ему славы, не нанеся противнику, а им в разное время были австрийцы, немцы, турки, французы, англичане, греки, американцы и русские — ни малейшего урона. «Кавур» и «Да Винчи» погибли не в бою, а в своих базах.

А «Юлию Цезарю» было суждено стать единственным линкором, который страна-победительница не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела в строй действующего флота, да еще в качестве флагманского корабля, несмотря на то, что он явно технически и морально устарел.

http://i024.radikal.ru/0804/6e/ba39cf352407.jpg
Линейный корабль "Новороссийск" (бывш. "Джулио Чезаре")

Впрочем к концу 2-й мировую войны советский флот имел только 2 линкора – ровесники века «Севастополь» на Черном море и «Октябрьскую революцию» на Балтике.

На Тегеранской конференции было решено разделить итальянский флот между СССР, США, Великобританией и странами, пострадавшими от фашистской агрессии. По жребию англичане получили новейшие итальянские линкоры типа «Литторио», превосходившие по мощи пресловутый «Бисмарк» (правда к 1950 году получившие из назад итальянцы тут же пустили на металлолом). СССР же, на долю которого выпал «Юлий Цезарь» смог перевести его в Севастополь только в 1948 году.

Линкор находился в крайне запущенном состоянии – 5 лет он стоял на консервации в порту Таранто. Отсутствовала документация, а многие корабельные механизмы нуждались в замене. Специалисты отмечали недостатки линкора – допотопный уровень внутрикорабельной связи, просто убогие системы живучести, сырые кубрики с трехъярусными койками, крохотный неисправный камбуз. В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док и уже через несколько месяцев корабль, получивший имя «Новороссийск», первый раз вышел в море в составе Черноморского флота. Последующие годы линкор постоянно ремонтировался и дооборудовался. По мнению специалистов, линкор находился в строю, не отвечая по многим показателям технического состояния требованиям, предъявляемым к боевому кораблю.

28 октября 1955 года «Новороссийск» вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя, там, где 49 лет назад последний раз стояла «Императрица Мария».

Перед ужином на корабль прибыло пополнение – солдаты-пехотинцы, переведенные на флот. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.

29 октября в 01.31 под корпусом носовой части корабля раздался мощный взрыв. На корабле была объявлена аварийная боевая тревога, На стоявших рядом кораблях также была объявлена тревога. Аварийные и медицинские группы стали прибывать на «Новороссийск».

После взрыва носовая часть корабля погрузилась в воду, а отданный якорь крепко держали линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель. Несмотря на все принимаемые меры, вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя что поступление воды остановить не удается, исполняющий обязанности командира Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, но получил отказ. Команда на эвакуацию была отдана слишком поздно. Более 1000 моряков скопились на корме. К линкору стали подходить шлюпки, но на них успела сойти лишь небольшая часть экипажа. В 4.14 корпус корабля вдруг дернулся и начал крениться на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. По одной из версий, адмирал Пархоменко, не представляя размеров пробоины, дал команду буксировать в док, и этим погубил корабль.

«Новороссийск» перевернулся также стремительно, как и почти пол-века до него «Императрица Мария». Сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков доплывших до берега, не выдерживало сердце, и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук - это подавали сигналы моряки, не успевшие выбраться из отсеков.

Один из водолазов вспоминал: «Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли... Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, - стук в поде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся...» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам - поют «Варяга»!»

Через прорезанное в кормовой части днища отверстие удалось вытащить 7 человек. Еще двух спасли водолазы. Но из вырезанного отверстия с нарастающей силой начал выходить воздух, и перевернутый корабль стал медленно погружаться. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, замурованные в отсеках, пели «Варяг». Всего при взрыве и затоплении линкора погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Летом 1956 года экспедиция особого назначения ЭОН-35 приступила к подъему «Новороссийска». Операцию с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и, несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми. Корабль всплыл кверху килем, и его отвели в Казачью бухту, где его перевернули и спешно разобрали на металлолом.

Как тогда говорилось в приказе по флоту, причиной взрыва линкора была немецкая магнитная мина, якобы пролежавшая на дне со времен войны более 10 лет, которая по каким-то причинам неожиданно пришла в действие. Многие моряки были удивлены, ведь на этом месте бухты сразу после войны было проведено тщательное траление и, наконец, механическое уничтожение мин в наиболее ответственных местах. На самой бочке корабли становились на якорь сотни раз...

После подъема линкора комиссия тщательно осмотрела пробоину. Она была чудовищных размеров: более 160 квадратных метров. Сила взрыва была столь неимоверной, что ее хватило, чтобы пробить восемь палуб - в том числе три бронированные! Даже верхняя палуба была искорежена от правого до левого борта... Нетрудно подсчитать, что для этого понадобилось бы несколько более тонны тротила. Даже самые крупные немецкие мины не имели такой мощи.

Гибель «Новоросийска» породила много легенд. Наиболее популярная из них – диверсия итальянских морских диверсантов. Эту версию поддерживал и опытный флотоводец адмирал Кузнецов.

В годы 2-й мировой войны подводные диверсанты Италии под руководством князя Валерия Боргезе уничтожили больше английских боевых кораблей, чем весь итальянский флот. К месту диверсии пловцов доставляла подводная лодка. Одев новейшие тогда аппараты для подводного плавания, боевые плавцы буквально верхом на управляемой торпеде подходили под днище вражеского линкора или крейсера, устанавливали заряд на днище и уходили к берегу. Говорят, что после капитуляции Италии князь Боргезе поклялся, что линкор с дорогим для итальянцев именем «Юлий Цезарь» никогда не будет ходить под вражеским флагом.

В годы 2-й мировой войны итальянские подводники стояли в захваченном Севастополе, так что некоторые соратники Боргезе были знакомы в Севастопольской бухтой. Однако как проникновение итальянской субмарины ко входу в главную базу флота спустя 10 лет после окончания войны могло остаться незамеченным? Сколько рейсов от подлодки к линкору должны были сделать диверсанты, чтобы разместить на нем несколько тысяч тонн тротила? Может быть заряд был небольшим и послужил лишь детонатором для огромной мины, которую итальянцы поместили в секретный отсек у днища линкора? Такой наглухо заверенный отсек обнаружил в 1949 году капитан 2 ранга Лепехов, но реакции командования на его доклад не последовало.

Некоторые историки утверждают, что члены комиссии при поддержке Хрущева передернул и исказил многие факты трагедии, после чего понесли наказание только временно исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко и адмирал флота Н.Г. Кузнецов, отстраненный от руководства военно-морскими силами страны и понижен на две ступени. Есть версия, что Хрущев таким образом отомстил адмиралу за резкий комментарий по поводу передачи Крыма Украинской ССР.

Приказом по флоту семьям погибшим были выданы единовременные пособия - по 10 тысяч рублей за погибших матросов и по 30 тысяч - за офицеров. После чего о «Новороссийске» постарались забыть...

Вскоре после гибели «Новороссийска» на слом был отправлен последний черноморский линкор «Севастополь». А еще спустя несколько лет турки разрезали на металл ржавеющий у причала «Гебен», отказавшись продать его для создания музея Германии и Франции.

Только в мае 1988 года газета «Правда» опубликовала впервые небольшую статью, посвященную гибели линкора «Новороссийск» с воспоминаниями очевидцев трагедии, где описывалось героическое поведение матросов и офицеров, оказавшихся внутри перевернувшегося корабля.

Долгое время на памятнике морякам «Новороссийска» не было ни имен моряков, ни таблички, рассказывающей об их подвиге. Памятника морякам «Императрицы Марии» в Севастополе нет и по сей день.


Игорь РУДЕНКО-МИНИХ,
Член Союза журналистов Украины
0

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему