"Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД) : Кавказская Албания и Армянская церковь. - "Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД)

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Кавказская Албания и Армянская церковь.

#1 Пользователь офлайн   Avakovich

  • Мак
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • сообщений 3 512
  • Регистрация: 06-Июль 08

Отправлено 29 Ноябрь 2009 - 05:59

Среди некоторых нынешних албанистов бытует мнение, о том, что в истории Кавказской Албании Армянская церковь сыграла негативную роль. Причем делается это весьма простым способом: из цепи событий, выхватывается какое-то одно событие, на основании которого делаются далеко не бесспорные выводы. История Кавказской Албании уходит в глубь веков и в различные периоды истории в ее состав входили разные территории. Нынешняя албанистика определяет Кавказскую Албанию как государство, которое занимала значительную часть территории нынешнего Азербайджана и южную часть Дагестана. Следует отметить, что, как государство, Албания представляла собой своеобразную конфедерацию - в состав ее населения входило более 20 племен, сохранившие свои языки.
Распространение христианства на территории Албании традиция связывает с событиями II в. н. э., когда апостол Елисей (Егише) заложил там первую церковь. Однако историческим основателем Албанской церкви является св. Григорий
Армянский (Просветитель). Уважение к личности св. Григория в Албании было на столько велико, что настоянию албанского царя его внук Григорис был рукоположен епископом Албании. События тех лет и послужили причиной того, Армянская церковь брала на себя роль старшей по отношению к Албанской; хотя албанская традиция, зачастую подчеркивала собственную первопрестольность. Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь выступила против Халкидонского собора. На Двинском соборе, осудившем одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия присутствовали также представители Албанской церкви. Халкидониты объявили армян и их союзников, в том числе албан, монофиситами, те же расценили Халкидонский собор как возврат к несторианству. ( Следует отметить, что Армянская церковь отказалась признать решения Халкидоского собора большей частью по политическим мотивам, чем религиозным.
Инициатива созыва собора принадлежала императору Маркиану, который не только отказался помочь армянам в борьбе против персов, но и предупредил персидского царя о том, что армяне готовят против него восстание. В течении многих лет слово «Халкидона» было для армянского христианина синонимом предательства.) Тесные связи между Арменией и Албанией не прошли бесследно. В VI — VII вв. один регионов Албании , Утик, в значительной степени был уже арменизирован.
После того, как в начале VIII веке Албания подпадает под власть арабов начинается активный процесс исламизации населения страны. Процесс прошел в историческом плане достаточно быстро и затронул как албанскую знать, так и простой народ. Но, если албанская знать приняла веру завоевателей, чтобы сохранить свои привилегии, то что заставило принять новую веру простой народ? Одна из причин, видимо, заключается в том, что в многоплеменной Албании христианское богослужение, которое велось на албанском языке, было для многих народов Албании малопонятным и христианская вера не имела в народной среде прочной основы.
После окончания процесса исламизации, с массовым переселением тюрок-огузов начинается тюркизации значительной части населения бывшей Кавказской Албании. .
Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осознавать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства, а в ряде сел Закавказья проживали уже семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Фактически игнорируя все эти факты истории, некоторые албанисты возводят в абсолют событие начала VIII веке, когда халиф Абу ал-Малик поставил албанских католикосов в зависимость от Армянской церкви.
Как утверждают албанисты - критики Армянской церкви, именно подчинение Албанской церкви армянскому католикосу стало началом ослабления Албанской церкви - христианство перестало быть консолидирующей силой в борьбе с арабо-исламской экспансией.
Хотелось бы понять, что позволяет этим ученым мужам делать столь категорические выводы и игнорировать массу других исторических фактов? Не торопятся господа критики объявить доказанным то, что еще требует серьезных доказательств.?
Упрекая русского царя за упразднение Албанского католикосата, господа албанисты даже не пытаются объяснить, почему все же православный царь, который в общем-то не слишком жаловал армян, подчинил албанские церкви Эчмиадзину.
Критики русского царя видимо не знают о том, что указом Екатерины II от 30 июня 1768 года власть Эчмиадзинского католикоса, а Эчмиадзин находился тогда в пределах Персии, распространилась на все армянские церкви, расположенные на территории России.
Уверенная в своем могуществе русская императрица не боялась «арменизации» и «григоризации» России, всего того, что некоторые албанисты объявляют причиной трагедии христианской Албании
.
В современном Азербайджане с большим сочувствием относятся к «арменизированным и григоризированным» удинам.
Интересно, а получат ли подобную поддержку «исламизированные и тюркизированные» удины?

.



0

#2 Пользователь офлайн   Bagirka

  • Бутончик
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Super Administrator
  • сообщений 8 721
  • Регистрация: 26-Октябрь 07

Отправлено 26 Сентябрь 2015 - 01:40

Алексей Муравьев: кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project



Большой регион, ограниченный с севера Кавказским хребтом, с запада – бассейнами рек Куры и Аракса, с юга – пустынными землями, который сейчас является Южным Азербайджаном, в середине I тысячелетия и даже в начале его именовался Арраном, или Албанией. Чаще говорят «Кавказская Албания», чтобы не путать с европейской (фракийской) Албанией. И этот регион является одной из важных частей христианского Востока.

Почему так сложилось, что он сейчас не осознаётся нами как часть этого восточно-христианского мира? Дело в том, что эта область, которая сейчас разделена между российским Дагестаном, Азербайджаном и непризнанным государством Нагорный Карабах, в древности представляла единое географическое и отчасти политическое пространство, населённое кавказскими народами. И эти кавказские народы, из которых можно назвать известных нам по источникам гаргареев, чилбов, маскутов и утиев, по всей вероятности были предками тех, кто сейчас относится к дагестанским этносам. Но тогда термина «Дагестан» не было. Он появился примерно в X веке. Все эти народы составляли нечто вроде комплекса, который мы и называем Кавказской Албанией.

После того, как в VII-VIII веках произошла сначала арабизация, а затем в XI веке тюркизация этого региона, Кавказская Албания как национально-религиозное этническое образование исчезла. В результате все эти народы, которые являются потомками народов Кавказской Албании, в частности, удины, лезгинский народ, табасаранцы и другие влились в те комплексы, которые существуют сейчас, например, народы Азербайджана или народы Дагестана. Они перераспределились. И главное, что христианство в результате арабских завоеваний в этом регионе, в отличие от Армении и Грузии, практически полностью исчезло.

История этого края довольно интересна сама по себе, потому что с южной границы Кавказская Албания прилегала к Персии. И уже в III веке до н. э. началось очень сильное персидское влияние, перетекшее в завоевание этого региона Персией, откуда в этом регионе остались персидские названия, такие как Ширван и Дербент.

Но столицей этого края, Кавказской Албании, первоначально был Чол, или Чор. Это, вероятно, один из пригородов Дербента, который после завоевания Сасанидами в начале нашей эры вошёл в состав города Дербент, там была построена известная крепость, стоящая поныне, и некоторое время Дербент был столицей этой Кавказской Албании. Потом столицей стал город Партав, который после арабского завоевания был переименован в «Барда». Первоначально арабы вообще говорили «Барда‘», потом это упростилось до «Барда».




Во всём этом интересном историческом поле где же христианство? Христианство здесь появилось первоначально на национальной почве, вероятно, не без армянского влияния. У кавказских албан, потомками которых являются разные народы, но прежде всего удины, живущие в Азербайджане (это такие города, как Нидж и Варташен). У них есть своё предание о том, что апостол Елисей пострадал в этих местах. Но всё-таки научная чёткость требует признать от нас, что христианство приходит в этот край в IV веке, когда царь, известный по источникам как Урнайр, принимает новую веру, и дальше христианство в Кавказской Албании развивается под двумя влияниями. С одной стороны, это Эрети, находившийся на левобережье Куры, грузинская область, откуда проникает грузинское влияние, и Сюник и Арцах – это области с армянским влиянием. Поэтому Кавказская Албания, несмотря на то, что она имела свой собственный кавказско-албанский язык, предок удинского, испытывала постоянное влияние со стороны Армении и Грузии. Поэтому в конечном счете христианство там формировалось в зависимости от армянского христианства.

Удинский язык был письменным. Его письменность в настоящий момент расшифрована. Она сохранилась в нескольких надписях и рукописях. Первую надпись в 1924 году открыли Абуладзе и Шанидзе, они вместе её прочитали как кавказско-албанскую письменность. Сейчас на Синайской горе открыто несколько палимпсестов, то есть рукописей, у которых нижний и верхний слой. И вот нижний слой написан на кавказско-албанском языке, это отрывки из лекционария, богослужебной книги, которые сейчас расшифрованы и прочитаны на основе сопоставления с удинским языком.

И это христианство на протяжении VI-VII века постепенно армянизировалось. И, кстати говоря, наш главный источник по истории Кавказской Албании – это Мовсес Каганкатваци — армянский историк, книга которого называется Պատմություն Աղուանից աշխարհի — «История страны албан» (или албанцев). Поэтому это христианство имеет определённый армянский характер, по крайней мере, имело до того, как оно было завоёвано арабами, сначала арабизировано, затем тюркизировано.
Какие остатки у нас имеются от этой когда-то большой культуры? Во-первых, у нас имеется несколько рукописей. Есть надежда, что появятся ещё новые. У нас есть несколько надписей, в Мингечауре, в частности, на стилобате храма и в других местах. И рукописи сохранили часть богослужебной христианской литературы.

Кроме этого, у нас имеется несколько храмов, в частности, в Нагорном Карабахе, которые отражают всю эту культуру. И у нас имеются, конечно, потомки этих кавказских албан – удинцы, многие из которых сохранили христианство, и до сих пор церкви в Шеки, в этих горных местах (это южные отроги Кавказского хребта) связаны с албанской культурой. Есть церкви, многие из которых восходят к IV-V векам, которые показывают интересное взаимодействие церковной архитектуры с грузинской и армянской, кавказско-албанской архитектуры.

И, конечно, кроме этого, у нас ещё есть всевозможные упоминания в грузинской, сирийской и армянской литературе о кавказских албанах, об их церковной истории и об их культурных и этнографических особенностях.

В настоящий момент такого государства как Албания не существует. Весь археологический материал распределён между Азербайджаном и Дагестаном. Поэтому одна из главных задач науки в этом отношении – это раскрытие этой культуры через археологические, лингвистические, этнографические исследования. Много можно почерпнуть из анализа тех армянских источников, которые я назвал, прежде Мовсеса Каганкатваци и другие, которые приводят много слов, много выражений на этом языке. В своё время замечательный наш востоковед Владимир Фёдорович Минорский написал книгу о Кавказской Албании, в которой он перевёл часть знаменитой «Дербенд-наме», или «Истории Ширвана и Дербента», в которой он многие элементы христианского мира раскопал и предложил на всеобщее обозрение. Но там интересно ещё то, что это христианская культура покрыта слоем ещё народной кавказской культуры и исламской. Особенно это касается Дагестана и Азербайджана в том месте, где они соединяются – южнее Дербента и Апшеронский полуостров, собственно, Бако или Бакы, так называемое Баку – это тоже область, входившая в Кавказскую Албанию.

Поэтому сейчас задача – нахождение новых памятников, расшифровка и уточнение словаря и вообще языкового материала, исследования в области удинского языка и его взаимодействия с другими кавказскими языками и исследование других языков, входивших в Кавказскую Албанию.

Важными являются здесь ещё и поиски среди рукописей армянских, грузинских и, возможно, арабских палимпсестов из этого региона, то есть тех текстов, которые могли быть записаны сверху другим позднейшим текстом.
0

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему