"Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД) : Турецкий архитектор Синан - армянин из Кесари - "Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД)

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Турецкий архитектор Синан - армянин из Кесари

#1 Пользователь офлайн   Avakovich

  • Мак
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • сообщений 3 512
  • Регистрация: 06-Июль 08

Отправлено 03 Декабрь 2009 - 12:02

В Турции начался ряд масштабных мероприятий, посвященных 520-летию знаменитого архитектора-строителя Синана. Первая акция - документальный фильм был показан многочисленным гостям в Президентском дворце.
Предусмотрены выставки в Париже, Лондоне, Иерусалиме и Каире.
Синан, Ходжа Синан (1590-1688), армянин из кесарийского села Агрнас, вошел в список самых известных турок. Творчество Синана явилось вершиной в развитии турецкого зодчества феодальной эпохи.
Главный архитектор Османского султаната, построивший сотни сооружений, в том числе и инженерных. Родился в Кесарии, в селе Агрнас, в 1590. Пишет в автобиографии, что учился в христианской школе в Константинополе. Служил в янычарских войсках — армянская доля. По повелению Сулеймана Селима был отправлен учиться зодчеству. Строил не только в Турции. Его постройки стоят и по сей день в Сараево, Евпатории, Македонии, Дамаске, Боснии и далее, куда забрасывали его ужасные и всемогущие султаны.
В каждом архитектурном справочнике рядом с его именем много цифр. 81 соборная и 50 малых мечетей, 55 медресе, 32 дворца, 19 мавзолеев, 17 богоугодных заведений, 7 акведуков, 8 мостов, 17 караван-сараев, целых 33 бани. Он прожил почти 100 лет и славно поработал.
Шедеврами самого великого Синана и всей средневековой мусульманской архитектуры стали три огромные мечети. Одна — Селимийе — в Эдирне. Две другие — мечеть Шах-заде и мечеть султана Сулеймана II — в Сулейманийе.
Строительство Шах-заде было связано с душераздирающей историей. Сулейман II умертвил сына своего Мустафу, заподозрив в измене. Был, говорят, ложный донос, исподволь подготовленный женой, Роксоланой. Брат убиенного, Джаангир, не вынес смерти брата. Скоро убитый горем жестокий султан раскаялся и вызвал к себе Синана. Повелел построить мечеть. Тот и построил. Кстати, а может и нет, отметим, что еще во времена правления султана Мурада I (XIV век) был раскрыт заговор против него с участием тоже любимого отпрыска. Всех порешили. С этого времени у султанов вошло в султанский обиход умерщвление ближайших родственников. Чтобы не было возни у трона. Мехмед II, известный злодей, этот симпатичный обычай узаконил. Спокойно жить не запретишь.
Именно этот самый второй Мехмед как-то велел отрубить голову зодчему Аязу за медлительность. Не любил долгостроя. Об этом случае мимолетом напомнил нашему Синану Сулейман II, когда стало затягиваться строительство мечети во славу его ослепительного царствования. Синан поднатужился и постарался сверх меры. За семь лет такое отгрохал... Огромное пространство, гигантский купол (на 6 метров выше купола Св.Софии), 71 метр, роскошная декорировка, драгоценные материалы. Иначе говоря, продолжил традиции армяно-византийского “куполостроения”. Ведь именно армянский зодчий Трдат заново отстроил купол Софии в конце Х века...
Синан в одном из своих сочинений пишет, что Шах-заде была его ученической работой, Сулейманийе — работой подмастерья, а Селимийе — творением мастера. Типично армянская скромность. Шутка.
Вернемся к Сулейманийе. Синан построил и место погребения владыки, а также его любимейшей жены — Роксоланы. Прекрасная славянка, наложница из киевского Подола, скоро стала первой леди в сулеймановом государстве. Интриговала подолянка мастерски, в результате чего ее сынок стал султаном Селимом II.
Ходжа Синана долгое время считали даже не турком, а почему-то греком из города Кайсери. Между тем доподлинно известно, что зодчий просил султана Селима II не депортировать своих армянских родственников из Кесарии на Кипр во время предпринятой султаном в 1573-м этнической чистки. Тот удовлетворил просьбу “главного архитектора”.
* * *
Когда идет такой жесткий перебор истории, за свое место под солнцем надо бороться. Даже по “мелочам”. Иначе можно все прошляпить. Возили же турки по миру выставку “6000 лет турецкого искусства”, куда вошло все, что сохранилось на этой благодатной земле. Формула крайне простая: раз земля наша, то все, что на этой земле, наше. Не случайно же армянские памятники в Турции, те, что уцелели, называются византийскими или, туманно, христианскими. Например, Сб.Хач на Ахтамаре. Отметим, кстати, что одним из авторов проекта реставрации этой церкви был Закариа Милданоглу, один из потомков великого Синана... Отметят ли турки хотя бы раз в течение Года Синана его армянство ради исторической правды?

Карэн МИКАЭЛЯН
Новое время

http://analitika.at....009-07-21-10957

0

#2 Пользователь офлайн   Armen_hay

  • Стебелек
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • сообщений 83
  • Регистрация: 16-Январь 09

Отправлено 03 Декабрь 2009 - 09:34

А зачем его называть армянином? нет, турки этого никогда не сделают..
0

#3 Пользователь офлайн   Avakovich

  • Мак
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • сообщений 3 512
  • Регистрация: 06-Июль 08

Отправлено 04 Декабрь 2009 - 12:00

Несомненно, ориентализация искусства на раннем ее этапе представляет собой в Крыму, как и везде, один из рукавов того широчайшего стилистического течения - в истоках своих ирано-армяно-малоазийского (иначе сказать, восточновизантийского), которое позднее прославилось в качестве "сельджукского стиля". Такой термин, в сущности, лишен исторического содержания и возник лишь потому, что формирование стиля совпало с малоазийскими завоеваниями турок-сельджуков, захватом Армении и присвоением сельджукской знатью культурных богатств этой страны.

Таким образом, "сельджукский стиль" в Малой Азии оказывается старше самих сельджуков.* То же можно сказать и о средневековой Таврике: вторжение сюда турок-сельджуков в 1221 -1222 гг. носило мимолетный характер и коснулось лишь Судака. В данном случае надо исходить из общеизвестного факта - принудительного увода в Золотую Орду множества армян, прежде всего мастеровых, в том числе строителей, резчиков по камню, художников. Их услугами пользовалась золотоордынская знать, им то, и обязана Золотая Орда пресловутым, пользуясь выражением И. Н. Бороздина, "сельджукизмом в татарском искусстве". Эти же армяне, переселяясь в крымские владения Орды, несли с собой свое строительное искусство.

http://www.onixtour....6d66/part02.htm

* - выделено мною.
0

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему