Я давно обратила внимание, что для многих не очень сильных духом людей справедливость имеет значение ровно до тех пор, пока она играет им на пользу. Как только она начинает так или иначе задевать их кошельки, их образ жизни или даже их бытовое самолюбие - она моментально превращается в несправедливость, и у них возникает психологически объяснимое желание очернить то, что не удалось преодолеть в объективной реальности. Отсюда следует, что изначально любой человек настроен на справедливость. Но, не имея внутренних сил признать свою ошибку, слабые люди пытаются оправдать свои пороки, наделяя несуществующими "недостатками" то, что не сумели преодолеть или понять. Это им нужно для внутреннего комфорта и равновесия. Как писал Толстой (психолог от Бога), мы склонны любить тех, кто нам сделал добро и ненавидеть тех, кому мы причинили зло.
Зло - это плохо. Об этом знают даже самые неэтичные люди. И поэтому, чтобы как-то примирить с собой свою совесть, они усиленно придумывают своим "жертвам" недостатки и пороки, чтобы "объяснить" себе и окружающим зло, вольно или невольно причиненное этим самым жертвам. Обычно это "самооправдание" проявляется в виде сплетен и искусственно распускаемых слухов. Для меня уже стало аксиомой, что если я слышу сплетню о ком-то, то автор сплетни - сделал что-то нехорошее по отношению к объекту сплетен и теперь пытается "очистить" свою совесть, скатываясь на самом деле еще ниже. Хотя под этим самым "нехорошим" может подразумеваться эелементарная и банальная зависть и/или ревность. Я лично знаю женщинн, которые ссорились со своими подругами без всяких видимых причин - просто потому, что мужья при них несколько раз излишне положительно высказались об уме и красоте этих самых подруг, и в какой-то момент "чаша терпения" переполнялась. Поводом для "ссоры" становились совершенно нелепые и смешные причины, которые никак не могли повлиять на дружеские отношения. Однако, назвать истинную причину дамы не решались, и только подогревали свою "обиду" дополнительными измышлениями и инсинуациями. И, конечно, чтобы объяснить окружающим свое неадекватное мягко говоря поведение, им приходится придумывать и распространять правдоподобные "сюжеты", в которых используется как общеизвестные, но дополняемые и определенным, в том числе и эмоциональным образом трактуемые данные, - так и полностью вымышленные. А через определенное время мозг перестраивается так, что истина остается где-то в неведомых и недоступных дебрях, а на поверхности - лежит мещанская озлобленность и неадекватная алогичность.
Механизм настолько прост и банален, что и смешно и грустно одновременно, когда в эту "ловушку" попадаются образованные и неглупые в общем люди. Вот статья, - по недавней, свежей ситуации, - с поездкой на Евровидение. Автор напирает на то, что речь об "армянском" восприятии справедливости. Но так ли это? Может быть, это не национальный, а социальный признак? Типичное мещанство и малодушие?...
ПРОЕЗЖАЯ НА КРАСНЫЙ СВЕТ
А в том, что жалующаяся на несправедливость и подлог Надежда Саркисян в качестве аргумента использует то, что ей обещали направить на конкурс ее дочь. Думала ли в тот момент Надежда Саркисян о справедливости? Пыталась ли выяснить, как обещание будет наверняка выполнено, если объявлен конкурс? Сказала ли она тем, кто обещал ей направить в Осло Эмми, что была бы рада, если б победил сильнейший? Или перспективы оказаться на Евровидении затуманили в Надежде Саркисян чувство справедливости и понятие выбора?
Пожалуй, нет. Все гораздо проще, и вопрос следует рассматривать в плоскости «армянского восприятия» справедливости. Для большинства армян справедливость неприемлема лишь в том случае, если ее применили к ним лично или к их ближайшему окружению, в противном случае все справедливо и законно. Ну, а если справедливость ставится на услужение себе и родным, это уже высшая степень «справедливости».
Вот почему водители жалуются на то, что кто-то из «привилегированных» проезжает на красный свет не потому, что это несправедливо, а потому, что такая привилегия им самим недоступна. Иными словами, большая часть водителей Армении требует не равенства под красным светом, а равенства «проезда на красный свет». Армяне возмущаются, когда их обводят вокруг пальца, и тут же начинают искать кого-то, чтобы обмануть.
И Надежда Саркисян также намерена обратиться в суд не потому, что выборы были сфальсифицированы, а потому, что ее обманули. И это не имеет никакого отношения к справедливости, потому что справедливость не имеет ничего общего с армянской средой, представителями которой являемся мы все, в том числе, те, кто занимается Евровидением.
Поэтому самая главная задача – трансформировать восприятие справедливости, чтобы несправедливость сама по себе была неприемлема для общества, независимо от того, к кому ее применили. В конце концов, общество не виновато в подобном восприятии, ибо правящие в нашей стране элиты долгие годы создавали условия, при которых человек для достижения благополучия вынужден был уповать на несправедливость и «привилегированность». Поэтому трансформация восприятия справедливости является задачей прежде всего элиты. А для этого достаточно обеспечить условия, при которых гражданин уповал бы на справедливые способы достижении благополучия.
Но нежелание элиты создавать подобные условия вполне понятно. «Армянское восприятие» справедливости весьма на руку так называемой элите, поскольку в этих условиях несправедливость возводится в легитимный статус, и общество жалуется не на господство несправедливости, а на отсутствие личного доступа к привилегированной несправедливости.
АКОП БАДАЛЯН